ИРАНСТВО И КУШИТСТВО

ИРАНСТВО И КУШИТСТВО
- центральные понятия-символы в философии религии и концепции исторического развития Хомякова, изложенные в "Записках о всемирной истории". Хомяков исходил из того, что в основе мышления, присущего той или иной эпохе, лежит вера, а в основе самой веры - категории воли - свобода и необходимость.  Иранские религии (к к-рым он относит верования древн. Ирана, иудаизм и христианство) основываются на понятии нравственной свободы, тогда как в кушитских (Куш - древн. название Нубии) царит дух необходимости, неволи (шиваизм, буддизм, зороастризм, ваализм, эллинско-римское язычество и т. д.). Осн. принципом для различения И. и к. следует считать отношение божества к миру: в иранских религиях оно выражается свободным творением мира из ничего, в кушитских - рождением по необходимости, вытекающей из жесткой цепи причин и следствий; сутью И. является поклонение духу как творящей свободе, и в качестве следствия - признание нравственной свободы человеческой личности, сутью К. - поклонение жизни как вечно необходимому факту. К. разделяется на две ветви: шиваизм - поклонение царственному веществу и буддизм - поклонение рабствующему духу, находящему свободу только в самоуничтожении. Выражением К. в философии является рационализм, принимающий условное за безусловное, одностороннее за целое, внешнее за внутреннее. Он стремится, овладев верой, превратить ее в "трансцендентальную физику": подобно тому, как человек действует на вещественную природу, "он может вещественными или, по крайней мере, внешними орудиями подвинуть самый центр вселенной и посредством законов, подмеченных или угаданных им, овладеть божеством" (Собр. соч. М., 1872. Т. 4. С. 30). "Первоначальная вера почти целого мира, - писал Хомяков, - была чистым поклонением Духу, мало-помалу исказившимся от разврата кушитской вещественности и перешедшим во все виды многобожия человекообразного, звездного или стихийного" (Там же. Т. 3. С. 337). Иранская религия, т. обр., вытеснялась К. и сохранилась к моменту возникновения христианства в одном Израиле. С приходом Мессии основанное на предании древнеиранское начало не только восторжествовало в христианстве, но и получило окончательное свое развитие. Произошел возврат к первоначальной целостности, но на иной основе. Критикуя гегелевскую философию истории и телеологию за пренебрежение синтезом и восхождение от существующего к его причинам в прошедшем, Хомяков предлагал свою альтернативу, интерпретирующую историю в борьбе И. и к., но фактически сближался с Гегелем в осн. идее: смысл истории - в прогрессивном осознании человечеством свободы, в реализации абсолютного духа в истории, понимая под этим окончательное торжество И.


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ИРАНСТВО И КУШИТСТВО" в других словарях:

  • Иранство и кушитство —    центральные понятия символы в философии религии и концепции исторического развития А. С. Хомякова, изложенные в Записках о всемирной истории . Хомяков исходил из того, что в основе мышления, присущего той или иной эпохе, лежит вера, а в основе …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ХОМЯКОВ Алексей Степанович — (1804 1860), русский философ, поэт, драматург, публицист. Родился в Москве 1 мая 1804 в старинной дворянской семье. В 1822 1825 и в 1826 1829 находился на военной службе, участвовал в 1828 в войне с турками и был награжден орденом за храбрость.… …   Энциклопедия Кольера

  • Хомяков Алексей Степанович — (1804 1860), православный богослов, философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства (статья «О старом и новом», 1839), член корреспондент Петербургской АН (1856). Ориентация на восточную патристику (учение о… …   Энциклопедический словарь

  • ХОМЯКОВ Алексей Степанович — (1(13).05.1804, Москва 23.09(5.10). 1860, с. Ивановское Рязанской губ.)    философ, поэт, публицист. Родом из старинной дворянской семьи. В 1822 г. сдал экзамен при Московском ун те на степень кандидата математических наук, затем поступил на… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ЗАПИСКИ О ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ — важнейшее философско историческое соч. Хомякова, создававшееся в течение почти 20 лет (в 30 50 е гг. XIX в.). Концепция работы испытала определенное влияние методологии Гердера, Ф. Шлегеля, Шеллинга и Гегеля, выразившееся в обосновании идеи… …   Русская философия: словарь

  • ХОМЯКОВ — Алексей Степанович (1804–60), выдающийся рус. правосл. богослов, историк, публицист и поэт, представитель раннего славянофильства. Род. в Москве в старинной дворянской семье. Большое влияние на Х. имела мать, воспитавшая его в правосл. традиции,… …   Библиологический словарь

  • Записки о Всемирной истории —    важнейшее философско историческое соч. А. С. Хомякова, создававшееся в течение почти 20 лет (в 30 50 е гг. XIX в.). Концепция работы испытала определенное влияние методологии Гердера, Ф. Шлегеля, Шеллинга и Гегеля, выразившееся в обосновании… …   Русская Философия. Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»